Современная психология считает возраст от 3 и до 5 лет наиболее ответственным за успешное гармоничное развитие человека. Во первых дети начинают планировать свои действия. Во вторых в этом возрасте закладываются важные программы – привычки, которые в будущем будут влиять на дальнейшую учебу в школе и на “успешность” во взрослой жизни. Поэтому особенности развития детей от 3 до 5 лет должны учитываться как педагогами, так и родителями.

Особенности физического развития детей от 3 до 5 лет
- Пропорции тела у ребенка меняются. Они становятся близки к пропорциям тела взрослого.
- Внутренние органы увеличиваются пропорционально. Их функции к функциям взрослого.
- Быстрота реакции возрастает. Координация и скорость движений увеличиваются. Отмечается увеличение ловкости и гибкости. Дети могут теперь принимать участие в коллективных подвижных играх.
- Нервная система развивается. Растет число связей между нейронами.
- Вес постепенно растет. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Важно своевременно правильно организовать питание. В рационе обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
- Как правило к четырем годам у ребенка завершается формирование комплекта молочных зубов.
Можно рекомендовать родителям записаться в тот или иной детский центр, где есть подвижные занятия, например, йога для детей.

Двигательные навыки у детей 3 – 5 лет
В три года
Ребенок он уверенно бегает, ускоряется и замедляется, меняет направление движения, ловит мяч и удерживает равновесие.
Он самостоятельно поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. Малыш может самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках.
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, находит нужные игрушки, выполняет несложные задания родителей. Он пользуется ножницами, самостоятельно ест и пьет.
В четыре года
Ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в любую сторону сторон. Ему не сложно чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке.
В пять лет
Координация движений тела существенно возрастает. Все ранее наработанные навыки совершенствуются. Малыш хорошо ловит мяч двумя руками, может научиться езде на двухколесном велосипеде, на роликах. Он может прыгать через скакалку, преодолевать препятствия, делать простые танцевальные движения.

Психическое развитие детей от 3 до 5 лет

3-5 лет – это период ускоренного развития, когда родители могут организовать увлекательные и веселые занятия со своим малышом.
В 3 года
Ребенок может принимать решения на основе ранее полученного опыта. Запоминание информации и накопление опыта происходят без усилий. Дети быстро запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов.
В четыре года
Формируются математические понятия, ребенок учится считать от 1 до 10.
Усваиваются такие понятия, как «много» и «один» фигуры и формы времена года и части суток, слева и справа.
Воображение позволяет составить программу действий, придумать историю. Ребенок начинает отождествлять или сопоставлять реальные предметы и ситуации с воображаемыми.
В 5 лет
начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и
Появляется способность мыслить образами. Новая информация легко запоминается. Знания об окружающем мире расширяются. Речь и творческое мышления достаточно развиты.
Развивается внимательность. Ребенок по просьбе запоминает до 5 слов, выполняет последовательно 2-3 действия. Внимание становится произвольным. Возрастает устойчивость внимания при участии в интересных занятиях, например, в слушании сказок, решения задач и загадок.

Развитие речи у детей 3-5 лет
Продолжается активное развитие речи за счет расширения словарного запаса. Используются разнообразные существительные и глаголы, передается эмоциональное состояние.
Предложения становятся сложносочиненным.
Ребенок может пересказать небольшую сказку, составить свой рассказ по картинке.
Малыш без труда поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на вопросы.
Логопедические проблемы лучше решить в возрасте 4-5 лет, так как они в дальнейшем будут тормозить успешное развитие.
Рекомендуется начинать освоение иностранного языка в легкой игровой форме.
Развитие речи невозможно без практики. Рекомендуется чаще разговаривать с малышом, играть с ним в игры, которые предполагают участие в них речевого аппарата.
Рекомендуется обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Личностное развитие ребенка 3-5 лет

Именно сформировавшаяся личность ребенка в возрасте 3-5 лет будет определять его последующую успешность, гармоничную и счастливую жизнь.
Ребенок воспринимает себя как отдельную личность. Благодаря полученному ранее опыту у него формируются чувства и эмоции. Важно помочь малышу развить такие черты характера, как самоуважение, дружелюбие, соучастие, настойчивость в достижении цели.
Здесь основную роль играют родители, то есть их поведение в повседневной жизни, во взаимоотношениях с ребенком, так как развитие происходит на основании личных примеров.
Важно учитывать, что ребенок всегда ориентируется на оценки его действий со стороны взрослых. Так формируется самооценка. Ребенок оценивает себя более реалистично, так как учитывает как его оценивают взрослые.
Социальная среда сверстников так же играет важную роль. Ребенок всегда сравнивает себя с другими. Это помогает ему определить собственные качества.
Имеет значение не разовый успех, а привычка достигать цели и получать за это похвалу. Постепенно ребенок учится правильно оценивать свои возможности.
Ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. Соответствующие женские или мужские образцы поведения должны быть своевременно показаны.


Родителям нужно помогать детям 3-5 лет в их интеллектуальном развитии занимаясь с ними самостоятельно или доверяя эти занятия специалистам.